Это литературное произведение широко признано в России, многие изучают его в учебных заведениях и запоминают цитаты из него. Оно было адаптировано для экрана, сцены и оперных постановок несколько раз. Делая произведения Евгений Онегин анализ, разберем образ главного героя, посмотрим, какое послание он передает читателям, почему он был так популярен в середине 1820-х годов (когда были опубликованы первые главы), и почему филологи и литературные критики до сих пор интересуются им.
История создания
Пушкин написал в предисловии к первой главе, что начинает работать над большим стихотворением, которое возможно никогда не будет закончено… Это свидетельствует о том, что у автора не было конкретного плана написания «Евгения Онегина», однако он все еще считал это произведение своим лучшим творением. В результате этого отсутствия планирования произошли изменения в ходе написания: Пушкин исключил последнюю главу из окончательного текста; есть несоответствие между медленным развитием почти статичного сюжета в ранних главах и быстрой повествовательной линией в последующих; неравное количество лирических отступлений в разных главах. Несмотря на все это, каждая глава индивидуально, а также всё произведение удивительно связаны.
Основные даты написания известны:
- 9 мая 1823 — начало работы над романом;
- 26 апреля 1830 — завершена восьмая (изначально девятая) глава, то есть последняя;
- 5 октября 1831 — написание письма Татьяны
- Пушкин завершает работу над текстом.
Также стоит отметить, что период написания почти совпадает с его жизненной хронологией (описываемые события происходят с 1819 по 1825 год).
Жанр, направление и композиция
Нет четкого ответа на вопрос о жанре «Евгения Онегина».
Труд Александра Пушкина был описан им как поэтический роман, необычный жанр, соединяющий элементы поэзии и прозы. Это определение верно, потому что, хотя написанный в стихах формате труда содержит много черт романа: описания социально-исторической и бытовой жизни, сложную структуру и множество персонажей. Некоторые эксперты в области литературы, такие как Белинский относили работу к эпической поэме с учетом ее новеллистических черт.
Стиль повествования резко изменяется после первых двух глав. Изначально планировавшийся сатирический характер труда Пушкина позднее изменился на более фокусированный на проблемах персонажей подход — их опыте жизни и стремлениях к лучшей жизни (романтизм) и причинах связанных с этими действиями (реализм). Результатом является эффективное сочетание реалистических традиций с романтическими на фоне выразительных первых глав сатиры.
Одной из заметных композиционных особенностей этого романа является то, что он объединяет персонажей из трех миров в одну реальность. Герои труда взаимодействуют с реальными людьми (Онегин гуляет со самим Пушкиным; Татьяна разговаривает с Вяземским на балу) или сравниваются с ними (читайте в лирическом бреду, как пьяный Дельвиг на пире — о Ленском; Онегин уподобляется второму Чаадаеву).
События, описываемые в романе, создают ощущение реальности для читателя. Однако Пушкин использует противоположный подход, вводя вымышленных персонажей из литературных произведений, таких как супружеская пара Скотининых из комедии Фонвизина «Недоросль» и Буянов, который якобы является кузеном автора, но на самом деле является персонажем поэмы Василия Львовича Пушкина «Опасный сосед». Автор также напрямую общается с читателем через лирические отступления, которые призваны привлечь их в историю.
О чем произведение?
История закручивается вокруг Евгения Онегина — молодого человека, который проводит свое время на общественных мероприятиях и ухаживает за представительницами общества. Унаследовав имение, он устраивается жить уединенной жизнью и время от времени выбирается на ланч со своим другом Владимиром Ленским. Однажды Ленский приглашает его побывать в семье Ольги, где Онегин привлекает внимание Татьяны, и она безумно влюбляется в него. Она исповедуется ему в письме, которое полностью разоружает ее, но реакция Онегина неоднозначна, так как он считает себя недостойным ее. Это приводит к неудобствам между ними и, в конечном итоге, к дуэли между Онегиным и Ленским из-за Ольги.
Жених, исполненный ярости, бросает вызов своему товарищу на поединок. Евгений не может отступить из-за страха быть считанным трусом. В результате он убивает своего друга и скрывается за границей. С течением времени Татьяна выходит замуж за генерала, а Онегин остается одиноким и затворническим. Однако на балу он встречает Таню — теперь общественную львицу и жену почетного человека — и все меняется для него. Его мысли и чувства переворачиваются с ног на голову; хотя он пытается восстановить контроль над собой какое-то время, в конце концов он повторяет этот сюжет задом наперед, написав ей объяснительное любовное письмо. Татьяна изначально избегает его, но судьба сводит их вместе у нее дома, где она признается ему, что все еще любит его; однако на этот раз разум превалирует, когда она уходит с генералом, оставляя Онегина одного со своими ошибками.
Пушкин выражает свое видение женской психологии через пример мужской психологии в истории Евгения Онегина: когда есть возможность, нет желания; когда нет возможности, появляется желание — вот суть их отношений.
Главные герои
Роман основан на противопоставлениях, таких как Татьяна-Ольга, Евгений-Владимир, Няня-мать Лариной и Генерал-Онегин. Первая глава знакомит нас с самим Онегиным.
Изначально родившийся в Санкт-Петербурге, Онегин получил образование от гувернантки, губернатора и позднее месье Аббе. Его неукротимый нрав был допущен к свободе, и он не обращал внимания на этические принципы; его подготавливали только для высшего светского общества, где он блестел благодаря своему знанию французского языка и умению танцевать мазурку. Тем не менее, интеллект Онегина расширялся только до тех пор, пока речь шла о женщинах; по другим темам он делал вид что знает или молчал. Искусство или литература его не интересовали, но ему нравилось любоваться собой в разных нарядах часами напролет. Несмотря на то что он жил жизнью досуга, Онегин чувствовал себя неудовлетворенным и меланхоличным из-за скуки со своими бессмысленными развлечениями. В конечном итоге Онегин стал олицетворением людей, которые не сумели найти свою цель в жизни, будь то семья, профессия или героические поступки.
Ленский, который был соседом Онегина в деревне, представлял полную противоположность ему при их первой встрече. Тем не менее, между Ленским и прошлым Онегиным есть некоторые сходства — это можно увидеть из таблицы их характеристик. Онегин еще не был разочарован холодной распутной жизнью высшего общества.
Ленский, привлекательный и состоятельный мужчина, жил в Германии, где занимался своим образованием. У него были все характеристики поэта — страстный, идеалистический и наивный. Его дух был пылким, и он смотрел на жизнь с оптимизмом, несмотря на то что его окончательная цель оставалась неопределенной. Владимир полагался на свое сердце при принятии решений, несмотря на сомнения в своих способностях. Автор предполагает, что если бы поэт прожил дольше времени, он стал бы обычным человеком со средней жизнью и неверной женой. Даже в любви Владимир ошибся влюбляясь в Ольгу которая не заслуживала его чувств.
Семья Лариных являлась типичными представителями мелкой дворянской усадебного класса из романа «Евгений Онегин». Дмитрий предпочитал уединение от шума городской жизни на корабле и проводил затворнический образ жизни со своей семьей в загородном доме.
Он прибыл в огромный город с целью жениться на привлекательной даме, чьи родители вынудили ее выйти замуж против ее воли. Она обожала роскошь и изысканность бальных залов и сначала бросалась в истериках, почти разводя своего мужа, но со временем адаптировалась к своей ситуации и приняла свою участь, став жестокой и тиранической хозяйкой поместья. Главная героиня не давала никаких свобод крепостным, полностью контролировала бытовые дела сама и управляла поместьем. Её муж провел всю жизнь в кругу семьи, тогда как она пережила его на время этого рассказа.
Ольгу описывали как ласковую, невинную, скромную и послушную — напоминающую полную луну: красивую, но не примечательную. Она была неопределенной, предсказуемой и легкомысленной: скорбела по умершему жениху только короткое время до того как переключилась на офицера. Согласно утверждениям Пушкина в этом романе, характер Ольги воплощает черты, которые обычно присущи главным женским персонажам в любом другом романе.
Вероятно, это причина быстрого возбуждения главного героя, что заставило автора сосредоточиться на старшей сестре Татьяне. Сравнительный анализ двух персонажей представлен в таблице ниже.
В отличие от своего брата Татьяна не обладает внешней красотой и румянцем на щеках. Её характеристика в романе является очень подробной и точной. Начальное впечатление о ней — спокойная, меланхоличная и изолированная от окружающих людей. Она предпочитает одиночные размышления у окна живым играм на дворе. Отличие её склонности к мечтанию от Ленского заключается в том, что он следует своему сердцу без колебаний и верит в исполнение своих желаний, а её мечты более замкнутые по природе — всё то, о чем она мечтает, не имеет для неё шансов стать реальностью. Главным спутником её размышлений является задумчивость — с детства она пыталась укрыться от реальности в другом мире, который открыла для себя через книги. Она обладает очень суеверной натурой, чувствительной к мелочам и уязвимой — это качества, соответствующие настоящему доброму человеку.
В конце романа Татьяна полностью раскрывает свой характер перед читателем, когда она выбирает остаться верной своему мужу и отказывается от любви. Несмотря на жертвы собственного счастья, она ставит благополучие близких на первое место. Её нравственные принципы, способность к переживанию и глубокий внутренний мир делают её идеалом Пушкина. Более подробный анализ характера Татьяны можно найти в эссе.
Темы романа
Как и в “Капитанской дочке”, темы, затронутые в романе «Евгений Онегин», являются актуальными для всех людей независимо от времени. Работа затрагивает моральные и социальные проблемы, которые дают достаточно пищи для размышлений.
Основная тема — русская жизнь, особенно жизнь дворянства начала 1820-х годов, которую Пушкин изображает с поразительной точностью. Неудивительно, что Белинский назвал эту книгу энциклопедией русской жизни, поскольку она описывает повседневную жизнь, обычаи и традиции этого класса, подчеркивая меланхолию и отсутствие цели в бездельном существовании. Многие молодые люди того времени чувствовали себя пустыми и бесполезными, как Евгений; они развлекались на балах, но не могли найти способов применить свои способности за пределами бездарной высшей общественности. Ларины представляют свой круг: власть и бездействие портят их; только близость к людям в сочетании с врожденными добродетелями спасает индивидуальных представителей от этой среды — что мы видим у Татьяны.
Роман углубляется в тему любви, которая является главным мотивом истории и влияет на решения, принимаемые персонажами. Она служит оценкой их характера, раскрывая их настоящую сущность. Любовь Татьяны демонстрирует ее этические принципы и в конечном счете определяет ее будущее, тогда как Евгений Онегин осознает свою ошибку слишком поздно после отказа от чувств к своей возлюбленной. Ленский становится жертвой страсти и обманчивых надежд, а Ольга проявляет легкомыслие, принимая ухаживания офицера вскоре после гибели своего жениха.
Кроме любви, дружба — ещё одна тематика, которая изучается в книге. Подчеркивается то, что для её установления или поддержания требуются постоянные усилия и компромиссы, но она может быть разрушена мгновенно. Онегин предает своего друга ради социального признания, несмотря на то, что презирает общество.
Пушкин также представляет идею индивидуума против общества, где Онегин не чувствует себя комфортно в своей среде, но остается зависимым от нее из-за того, что он является продуктом бездельного аристократического общества.
Самонадеянность и незрелость Евгения возникают из-за его развращенной окружающей среды, заставляя его быть в ловушке, несмотря на то, что он презирает ее. Роман исследует противоположные темы верности и измены, где Татьяна отказывается от любви ради чести, в то время как Евгений поощряет замужнюю женщину изменять из-за своего неуважения к этическим нормам. Основное внимание Пушкина уделяется поиску цели жизни, которая проиллюстрирована через Евгения Онегина, который становится разочарованным без ясного направления или плана. Меланхолия героя возникает не только из-за разочарования в высшем обществе, но также из-за отсутствия интереса к любым делам или начинаниям. Эта меланхолия служит идеологической основой, в которой Евгений олицетворяет романтическое мировоззрение, которое рушится на протяжении всей истории. Он находит скучными все действия и эмоции, предпочитая высокие идеалы практическим действиям и сдаётся после первой неудачи.
Поэтому он скован одиночеством и непониманием, ведь он сам оторван от окружающего мира. В данном произведении также возникает проблема избытка всего в жизни. Евгений борется за поиск своей цели и избегает людей, ответственности и своей судьбы, постоянно уходя от себя и окружающих его людей. В результате общество реагирует на него безразлично; никто не интересуется его положением или не проявляет настоящий интерес. Он не оставляет следов за собой, как будто его никогда не было.
Самолюбие является ещё одной проблемой, которую автор подчёркивает. Онегин — настоящий эгоист, который готов пойти на любые меры ради личной выгоды. Он убил Ленского для сохранения своей репутации; отверг Татьяну, когда она попыталась помочь ему; попытался совратить её только для удовольствия. Он готов на все ради достижения новых высот.
Взаимодействие человека и общества также становится важной проблемой в этом тексте. Онегин преднамеренно избегает светской жизни, потому что она не соответствует его уровню мышления, но изоляция от окружающих не является выходом, поскольку все попытки самосовершенствования заканчиваются провалом.
Творчество Александра Пушкина не даёт ответа на вопрос о том, что произойдет в будущем, но оно предоставляет моральные уроки о значимости балансирования разума и эмоций для создания цельной и этичной личности, подобной Татьяне. Роман также революционизировал русскую литературу, объединив поэтический язык с анализом психологии и общественным комментарием, внесши значительный вклад в формирование своей аудитории. В конечном итоге творчество Пушкина подчеркивает значение гуманистических принципов, таких как индивидуальная свобода, отказ от эгоизма и жестокости, национальные обычаи и традиции выраженные через суеверия, а также стремление к гармонии между чувствами и разумом.
Каждый индивидуум демонстрирует разнообразные свойства, некоторые чаще, нежели другие. А.С. Пушкин выделил две крайности характеров и пришел к выводу, что каждая из них не способна обеспечить счастливую жизнь. Только те люди, которые обладают чертами из разных сфер могут жить в гармонии с самими собой и окружающим миром. Это главное послание произведения.
Урок, который можно извлечь из этого произведения заключается в том, что для настоящего благополучия не нужно ограничивать себя каким-то социальным или материальным статусом. Главное — объединять лучшие качества со всех сторон и вносить свой вклад в каждую область.
Анализ данного текста показывает огромный вклад Пушкина в литературную науку; Евгений Онегин был написан более 200 лет назад и до сих пор является объектом изучения. Великий русский критик В.Г Белинский первым оценил этот роман как энциклопедию русской жизни — это заявление до сих пор цитируется в школьных сочинениях и научных комментариях. Баратынский отметил, что у людей есть различные мнения об этом произведении — кто-то хвалит его, а кто-то высказывает критику, но все равно все читают его.
Неоспоримо, что Евгений Онегин имел огромное значение в 1830-х годах, когда началась знаменитая эпоха русской литературы. По словам выдающегося культуролога и литературного критика Юрия Лотмана, хоть произведение может показаться простым, оно на самом деле содержит множество значений, аллюзий и воспоминаний, которые современным читателям трудно понять. Комментарий Лотмана по этому произведению является шедевром литературной критики и изучается как филологическими студентами, так и учителями литературы.